САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Резюме

За последние 3 года проведенных анализов на содержание в продуктах питания видно, что с каждым годом количество обнаруженных пестицидов| увеличивается, хотя и в небольших количествах.

Данный показатель указывает на применение пестицидов при выращивании пищевых продуктов, и потребность применения пестицидов в сельском хозяйстве годами растет.

Литература
  1. Богатырев Ю.Н. Влияние пестицидов, используемых в сельском хозяйстве, НА общественное здравоохранение. Москва, Медицина, 1993 г.

  2. Курдюков В.В. «Последствие пестицидов на растительные и животные организмы» Москва, Колос 1982 г.

  3. Дуганов А.Г. «Пестициды в сельском хозяйстве» Москва. Агропрчвжн 1985 г.

  4. Клисенко М.А. «Методы определения микроколичеств пестицидов в продуктах питания, кормах и внешней среде» Москва, Колос, 1983 г.

  5. Мельников Н.Н. «Пестициды и окружающая среда» Москва, 1994 г

  6. Пальченко В.И. «Концентрация изучения влияния пестицидов на здоровье населения» Гигиена и санитария, Москва, 2000 г.

  7. Свободная энциклопедия (Интернет).

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕКСТОВ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ»
А. Омирбек
кандидат технических наук, экологический аудитор, ТОО «Ecology Expert» г. Алматы

Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования по установлению санитарно-защитной зоны производственных объектов» (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан 17 января 2012 года № 93.

Опыт практического применения указанных Правил за прошедший период выявил определенные недостатки отдельных статей этого документа.

На наш взгляд требует корректировки название документа, так как Правила распространяются на все виды действующих субъектов, в том числе и на не производственные объекты, а в названии упомянуты только производственные объекты, в связи с чем, следовало записать «....производственных и непроизводственных объектов».

Необходимо было более четко изложить статью 9, которая звучит: «...Ориентировочный размер по классификации должен быть обоснован проектом СЗЗ с расчётами...... Далее, по тексту Правил, в подпункте 12 обосновывается понятие предварительной СЗЗ .... с расчётами...», в то же время в тексте указано: «СЗЗ по классификации». Возникают вопросы: чем отличается ориентировочный размер СЗЗ от предварительного размера СЗЗ. Целесообразно было бы оставить один из этих двух терминов. Кроме того, изложить на основании каких данных берётся «ориентировочный размер»: на основе классификации или на основе расчётов. Если по классификации, то какой именно классификации. По-видимому, под ориентировочным размером подразумевается предварительный размер СЗЗ. Если это так, то статья 9 дублирует статью 12.

Возникает много вопросов и по редакции статьи 10, согласно которой

«При эксплуатации расчёты загрязнения... воздуха... должны быть проверены результатами натурных... измерений». Однако, при этом не регламентировано кто будет проверять, лаборатория уполномоченного органа, производственная или иная аккредитованная лаборатория; в какие сроки и с какой периодичностью должны проводиться замеры. Если речь идёт о замерах, о которых говорится в статье 12, то статью 10 можно из текста удалить, как дублирующую.

Необходима корректировка текста статей 11 и 12, так как не ясно, каким образом можно сделать расчёты по предприятию, которое только намечено к строительству. Кроме того, следует отразить требования к «специализированным организациям, в частности должна ли у нее быть лицензия на право оказывать эти услуги; по статье 12 - отразить в каких случаях производится определение расчётной СЗЗ и установленной СЗЗ, и можно ли ограничиться только расчётной СЗЗ. Уточнить, кто имеет право производить натурные исследования и что означает «натурные исследования годичного цикла», а также возможность использования в качестве отчётного документа данные производственного мониторинга предприятия, выполненного аккредитованной экологической лабораторией.

Статья 16 имеет важное значение для многих производственных объектов. Дело в том, что местные органы, без согласования с предприятием и органами госсанэпиднадзора, выделяют участки земли под жилищное строительство на территории СЗЗ предприятий. Построившие жильё новосёлы начинают писать жалобы на предприятие и пытаются остановить его деятельность, мотивируя это тем, что предприятие производит эмиссии в окружающую среду и беспокоит их. В пункте 13, на которую есть ссылка в статье, не перечисляются никакие объекты, зато они подробно перечисляются в пункте 15. В связи с этим, считаем, что статью 15 целесообразно из текста исключить и перенести её содержание в конец статьи 16, убрав ссылку на пункт 13.

В Правилах установить обязательную процедуру согласования выделения земельных участков с предприятием, территориальным органом санэпиднадзора и местным земельным комитетом при оформлении земельных актов под ИЖС. Соответственно необходимо дать предложение в законодательные органы о внесение аналогичной поправки в Земельный Кодекс, другие законодательные и подзаконные акты для приведения их в соответствие с Правилами.

Статья 17 по своему смыслу устарела. Термин «практика установления размеров СЗЗ» перенесено в Правила из документов прошлого века. В развитых странах многие объекты повышенных (1, 2, 3) классов опасности давно имеют практически нулевую СЗЗ. Для примера - для объектов по пересыпке сыпучих грузов устанавливается размер СЗЗ в 500 метров, а на практике применяют системы двойной и тройной очистки, и это позволяет предприятиям работать вплотную с жилой зоной. Далее - высоковольтные подстанции отделяются от селитебной зоны, а на практике на высоковольтных подстанциях устанавливают элегазовые выключатели и встраивают подстанции прямо в многоэтажные дома. Необходимо разработать процедуру обоснования класса опасности предприятий, с учётом возможности применения новейших технологий в очистке загрязняющих веществ и физических эмиссий и устанавливать класс опасности с учётом всех факторов по каждому конкретному случаю.

Кроме того, считаем, что в статье 30 следовало бы уточнить, на каких имени» этапах разработки градостроительной документации требуется разработка проекта СЗЗ На наш взгляд разработку проекта обоснования СЗЗ следует предусмотреть на следующих этапах:

  1. обоснование целевого использования земельного участка при прохождении процедуры оформления купли земельного участка. Этот размер СЗЗ может бьть использован на этапе выполнения проекта предОВОС и при оформлении лицензии на вид деятельности;

  2. на этапах выполнения раздела проекта «Охрана окружающей среды составе техно-рабочей документации и выполнения проекта ОВОС.

Определенные трудности вызывает редакция статьи 31, так как вызывают вопросы термины «благоустройство СЗЗ» и «организация СЗЗ». Какими критериям! должен руководствоваться проектировщик при разработке этой части проекта, кто именно обязан выделять средства на эти мероприятия, в какие сроки, какое наказан и < понесёт организация, не выполнившая предписания, заложенные в проекте.

Отсутствие чёткого разграничения по установке границы СЗЗ от крайних источников и от границы земельного участка, зачастую на практике, приводит к конфликтам между органами госсанэпиднадзора и предприятиями. Здравый смысл подсказывает, что вред здоровью населения наносят источники выбросов ЗВ и источники физического воздействия, а сама граница земельного участка вред, населению нанести не может. К примеру, можно взять случай, когда земельный участок имеет огромные размеры. На краю участка стоит котельная (цех), которая производи выбросы ЗВ. А на расстоянии нескольких километров от котельной, на другом конце участка, прямо за забором, на расстоянии 1 метра стоит дом. Формально, если отсчитывать от границы земельного участка, строить котельную нельзя. По факту - это нонсенс. Статья 32 по своему смыслу полностью противоречит статье 33, в которой говорится: «... размер СЗЗ устанавливается от границы промышленной площадки или от источника выбросов ЗВ». Поэтому ребром стоит дилемма - границы СЗЗ надо отсчитывать либо в соответствии со статьей 32, либо в соответствии со статьей 33.

Если границу СЗЗ рассчитывать от границы промплощадки, то тогда встаёт вопрос - что такое промплощадка. В существующих толковых словарях нет толкования термина «промплощадка». Этот термин применен в одном из руководящих документов госсанэпиднадзора советских времён применительно к атомным станциям и, в широком смысле слова, это толкование совершенно не применимо для использования в Правилах.

Поскольку отсутствует само толкование термина, то понятно, что рассчитать границы промплощадки не представляется возможным. На практике встречается большое количество типов площадок (промплощадок), на которых размещены производственные участки. Это могут быть склады, расположенные на огромной площади, где на краю стоит котельная. В этом случае ясно, что источник ЗВ по своим географическим размерам является ничтожной частью, по сравнению со всей промплощадкой.

Другой тип промплощадки - небольшой по площади земельный участок, на котором расположено большое количество источников выбросов ЗВ, которые выделяют в окружающую среду большое количество эмиссий. Исходя из этого, очевидно, что применять термин «промплощадка» в документе, где обосновываются положения о расчётах СЗЗ предприятия не только некорректно, но даже и не допустимо. Выход из создавшегося положения в Руководящем документе - «Методика расчёта концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий ОНД-86 ГОСКОМГИДРОМЕТ».

Этот документ до сих пор действует на территории РК. Во всех промышленных программах по расчётам рассеивания ЗВ в атмосфере заложен алгоритм, теория которого базируется на формулах этого документа. Обратимся к тексту этого документа (в дальнейшем по тексту ОНД 86).

В статье 5.13. ОНД 86 говорится: «Одним из способов сокращения объема вычислительных работ является представление совокупности большого числа однотипных источников выброса (труб печного отопления, резервуарных полей и пр.), а также рассредоточенных по обширной территории источников неорганизованного выброса как площадных источников». Заметим, что в площадный источник включаются как организованные, так и неорганизованные источники выбросов ЗВ.

В примечании (пункт 2) статьи 5.15 говорится: «Информация о вкладах площадных источников в суммарное загрязнение атмосферы более показательна, чем аналогичная^ информация по отдельным мелким источникам». В документе указываются критерии, по которым возможно объединение источников выбросов ЗВ в площадный источник и методы и формулы для проведения расчётов рассеивания ЗВ. Не будем на них останавливаться. Выделим основное - определение площадного источника, как понятие: в статье 5.15 говорится «...площадный источник представляется в виде совокупности N ...рассредоточенных одиночных источников». Из этого определения однозначно видно, что площадной источник включает в себя не всю территорию промплощадки (в широком понимании этого слова), а только ту её часть где расположены источники ЗВ. В этом принципиальное отличие понятий «промплощадка» и «площадный источник».

Поскольку площадный источник включает в себя все источники выбросов ЗВ, то очевидно, что граница СЗЗ должна отсчитываться от границ площадного источника. Тогда встаёт. вопрос о границах площадного источника и его географической привязке к местности. В ОНД 86 приводится формула 5.15

LM≤0,06lmin (5.15)

Где:

LM (м) - максимальное расстояние между двумя из объединяемых источников;

lmin (м) - минимальное расстояние от объединяемых источников до узлов расчетной сетки точек. Ниже, в примечании 5 к этой статье, даётся пояснение: «Если расчеты приземных концентраций выполняются для участков местности, прилегающих к промплощадке (а это, как раз наш случай, т.к. СЗЗ это и есть участок местности, прилегающий к промплощадке -примечание автора) то под lminследует понимать минимум из расстояний от каждого из объединяемых источников до ближайшей к нему гранииы промплощадки (подчёркнуто мной»). Поскольку значение LMмаксимальное расстояние между двумя объединяемыми источниками, расположенными на промплощадке, всегда известно, то, используя формулу 5.15, нетрудно будет подсчитать расстояние lmin(м) от каждого источника выбросов ЗВ до границы площадного источника.

Периметр по крайним точкам границ площадного источника геометрически и географически определит местоположение площадного источника. Причём нет нужды подсчитывать саму геометрическую площадь площадного источника. Практически, представляет интерес только граница площадного источника, ибо именно от неё можно будет отсчитывать границы СЗЗ. Предлагаемый способ определения границ площадного источника, в целом, не противоречит принципиальным положениям ОНД 86.

На основании изложенного, предлагаем полностью отказаться от термина «промплощадка» и использовать в Правилах термин из ОНД 86 «плошадный источник», как более соответствующий понятию «площадь, на которой расположены источники эмиссий в окружающую среду». СЗЗ расположена именно вокруг так площадей.

В площадный источник сводятся все организованные и неорганизованные источники выбросов ЗВ. Форму и периметр, а также географическую привязку в местности рассчитывать на базе теоретических положений ОНД 86. Размеры СЗЗ предлагается отсчитывать от границ площадного источника, что практически осуществимо. В случае одиночного источника, в соответствии с формулой 5.30 ОНД 86, границы СЗЗ следует отсчитывать от источника выбросов ЗВ.

Само существование Приложения 1 «Санитарная классификация« производственных и других объектов и минимальные размеры санитарно-защитной зоны» является устаревшим. Исторически сложилось понятие и реализовано на практике положение, что промзоны должны быть отделены от жилых массивов. Это привело к тому, что миллиарды людей садятся в поезда, автомобили и автобусы и утром едут на работу, а вечером возвращаются обратно. При этом затрачивается колоссальное количество энергоресурсов и загрязняется атмосфера городов и в целом биосфера. Так было в прошлом веке, а сейчас на дворе 21 век. Технологии очистки промышленных выбросов претерпели революцию. Активно входит в жизнь стратегия устойчивого развития, развивается зелёная экономика.

Все эти процессы приводят к тому, что предприятия имеют либо «нулевые» эмиссии в окружающую среду, либо эти эмиссии имеют мизерные значения. Это означает, что понятия «селитебная зона» и «промзона» утрачивают свой смысл. Люди могут работать там, где живут. Так, например, высоковольтные подстанции, которые издавали шум от вибрации и пневматических выключателей, а также излучали электромагнитное поля высокой напряжённости, благодаря переходу на элегазовые выключатели и изоляторы нового поколения, теперь встраиваются прямо в жилые многоэтажные дома. В Германии и других европейских странах полигоны опасных отходов располагаются прямо среди фермерских полей (автор лично был на этих объектах), мусороперерабатывающие заводы располагаются прямо в жилой зоне де факто - «забор в забор» (автор лично бывал на подобных предприятиях).

Исходя из этих соображений, можно утверждать, что наличие Классификатора в Правилах является тормозом экономического развития Республики Казахстан. Предприятиям не дают строить объекты под предлогом того, что данный тип производства по Классификатору должен иметь столько то метров от ближайшего дома, в то время, как предприятие может, практически, иметь нулевые выбросы и вообще не представлять никакой опасности для населения. Зачастую внесение предприятия по типу производства в Классификатор приводит к бытовым неудобствам населения.

Жителям необходимо выполнить ремонт автомобиля, произвести химчистку одежды, заправить автомобиль бензином и т.д., а его вынуждают ехать на край города за много километров, в то время, как имеется практическая возможность сокращения размера СЗЗ для данного типа объектов и его размещения на удобном для населения участке.

Считаем, что следует полностью изъять из текста Правил приложение 1 «Санитарная классификация производственных и других объектов и минимальные размеры санитарно-защитной зоны» а вместо него вставить «Перечень производств, несовместимых по совместному расположению с жилой застройкой». В этот перечень внести те типы объектов, которые физически не смогут предотвратить выброс эмиссий в окружающую среду: полигоны ТБО, навозохранилища птицефабрик, взлётные полосы аэропортов, существующие ЛЭП и т.д. Для этих объектов установить санитарные разрывы.

В случае же, если предприятие устанавливает современную защиту окружающей среды от химического и физического воздействия, и доказывает эффективность защиты документами от производителя устанавливаемого оборудования, а в необходимых случаях и натурными замерами - то СЗЗ предприятия должна устанавливаться в соответствие со статьями 11, 12, 13, 16, а не по Классификатору.

Резюме

В настоящей статье дан анализ отдельных статей Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования по установлению санитарно-защитной зоны производственных объектов», утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 17.01.2012 года №93 применительно к практическому их применению и предложения по внесению изменений в данный нормативный правовой акт.